Славянские субкультуры
«Там русский дух, там Русью пахнет»
А.С.Пушкин
Славянские
субкультуры объединяют под собой совокупность течений, которые выросли
на почве верований и предпочтений дохристианских и ранних христианских
времен. Проще говоря, существенную часть современных славняских
субкультур составляют новые языческие культы и причастные к ним попытки
реконструировать действительность того времени, включая виды активности,
культы, внешний вид и так далее.
Появление современного язычества как субкультуры датируется концом
восьмидесятых годов. Основной этап ее развития пришелся на девяностые
года, хотя она продолжает совершенствоваться и по сей день. Это было
связано с желанием жителей тогда еще существовавшего СССР докопаться до
своих корней, и в результате, через православное христианство люди вновь
возвращались к язычеству. Однако на сей раз подход не был однобоким –
языческие верования славян исследовались как целостные представления,
имеющие правиндоевропейские корни.
В язычество людей отнесло и то, что те времена для Руси были самыми,
что ни на есть, счастливыми, их можно считать временами расцвета
славянских народов. Отсюда и желание возродить былые традиции, вернуться
к истокам.
Стимулирует развитие таких субкультур, а точнее сказать, культурных
движений, в пределах которых формируются различные группы, огромное
количество фактического материала. Например, эскизы татуировок, которые
можно встретить у представителей этого направления, взяты не с потолка, а
с рисунков на предметах быта, найденных во время раскопок скифских
поселений или более поздних народов. Многие еще советские ученые
посвятили свои труды как раз реконструкции культуры Древней Руси; этими
трудами сейчас с большим восторгом пользуются неоязычники, внося,
впрочем, и свои коррективы.
Согласно идеологии славянских субкультур человек является равным
другим элементом природы, который не имеет права попирать ее, но с
другой стороны, не является изгнанником мироздания. В отличие от
христианских верований, неоязычество говорит о людях, как о божьих
детях, подчеркивая божественное происхождение человеческого рода. В
семейных отношениях наблюдается возврат к архаичным идеалам. Особое
ударение делается на воспитании потомков, которые проходят путь к
взрослой жизни через серию инициаций. Неоязычники – люди глубоко
образованные, они стараются максимально изучить материал, прежде чем
назвать себя приверженцами той или иной культуры. В быту наряду с
оберегами присутствуют напоминания о происхождении славян, но это не
вынуждает новых язычников переселяться срубы, наподобие некоторых
натуристов или представителей других субкультур.
Неоязычество не всегда выражено политеизмом или пантеизмом. Например,
инглииты - одно из самых известных движений этой культуры, даже
получившее статус церкви, проповедует монотеизм, т.е. происхождение
всего мира и управление им богом Сварогом.
Представители славянских субкультур, по сути, не являются оторванными
от внешнего мира. Они могут принимать участие в социальных событиях
наравне с положенными им обрядами. Объединяет их, кроме мировоззрения,
еще и вполне современная тенденция борьбы против коррупции и
коммерциализации всего окружающего, социальная опека над теми, кому она
нужна. Новые язычники образуют собственные фонды и организации, которые
уже распространены по всей территории бывшей Руси.
Особого течения неоязыческой музыки пока не существует. Однако сюда
относятся обрядовые мелодии и тексты, молитвы и тексты-обереги. Песня
является элементом обряда и не может существовать отдельно от него, так
как представляет собой, по сути, мантру – сочетание звуков, призванное
достичь определенного результата.
|