Рэйверы
«Особый шарм ранних вечеринок состоял в том… чтобы делать нечто
подпольное…Так, чтобы об этом не знали ни друзья, ни родители. И даже
органы правления были не в курсе, что же все-таки происходит»
Английский журнал «3D World magazine», 1998 год
Словом
рэйв иногда называется вечеринка с определенной музыкой или просто
вечеринка на всю ночь, где работают ди-джеи, а из динамиков звучит
электронная музыка. Позднее, те, кому пришлись по душе такие
развлечения, сформировали свою субкультуру, о которой и пойдет речь.
Слэнговое слово «рэйв» изначально использовалось выходцами с Карибских
островов в Лондоне в шестидесятых годах прошлого века, использовалось
оно для того, чтобы описать вечеринку. В конце восьмидесятых этот термин
начал использоваться для того, чтобы описать субкультуру, которая
выросла из движения кислотного хауса или попросту кислотников.
Доступность наркотиков, в особенности, экстази на современных свободных
вечеринках, стало целью критики от инициативных групп родителей и
представителей закона, однако это не смогло остановить уже запущенный
маховик клубных развлечений.
Как бы то ни было, до середины или даже конца восьмидесятых
психоделическая и другая электронная танцевальная музыка, в особенности
кислотный хаус и техно еще не игралась в клубах и на свободных
вечеринках в Лондоне и Манчестеры. Эти ранние рейверские вечеринки
называли Acid House Summers (Лето кислотного хауса). Это были очень
модные события, которые привлекали тысячи людей чтобы потанцевать,
послушать музыку и глотнуть экстази. Ограничения на возраст и прием
наркотиков здесь не существовало. В итоге вместо четырех тысяч, которые
являлись на обычную вечеринку, на рэйв сходилось до двадцати пяти тысяч
человек.
В девяностых годах культура рэйва стала частью молодежного движения.
Ди-джеи и продюсеры электронной музыки, такие как Westbam заявили о
существовании общества рэйва, и о том, что электронная музыка является
достойной заменой рок-н-роллу. Так электронная танцевальная музыка и
субкультура рэйва стали массовыми течениями. Представители рэйва
появились в молодежных журналах, а телеканалы начали крутить кислотную
музыку. В период с 1997 по 2000 год фестивали Love Parade в Берлине
собрали более миллиона желающих попасть на вечеринку. Нидерланды стали
родиной габба – более быстрого техно, его аналог – хэппи-хардкор долгое
время занимал в Европе первые позиции чартов.
В начале нового тысячелетия все еще существовали нелегальные
вечеринки в закрытых клубах. Продвигалась эта сеть под лозунгом PLUR
(«Peace, Love, Unity, and Respect» - «Мир, любовь, единство и
уважение»), играли там перкуссионную музыку, танцевали весьма свободные
танцы, которым сопутствовали и клубные наркотики, такие как экстази,
кетамин и метамфетамин. К сокращению рэйв-вечеринок привело увеличение
уровня преступности, частично связанное с проникновением туда кокаина,
но сегодня количество таких мероприятий снова поднялось на высокий
уровень.
Согласно свидетельствам наблюдателей, которые занимаются субкультурой
рэйва еще со времен ее возникновения, эта культура начала потихонечку
изживать себя к концу девяностых. Период эволюции и расширения был
окончен, а чувство международного единство начало как-то териваться. К
началу нового тысячелетия слово «рэйвер» внезапно вышло из фавора
европейцев, и они вернулись к старому доброму слову «клаббер». Вечеринки
перестали называться рэйверскими, так как этим термином уже достаточно
злоупотребляли предыдущие годы.
Рэв-вечеринки и рэйверы всегда были целями на поражение для
правительства. В июле 2005 года чешский премьер-министр устроил на
ежегодном съезде техно полицейский рейд, так как по его словам там
«танцевали не дети, а вполне опасные люди», которые «навязывали людям
анарзхистские взгляды и провоцировали массовые насильственные
демонстрации против мирного общества, подогреваемые алкоголем и
наркотиками». В чем-то, конечно, он был прав, но сама по себе рэйверская
субкультура далека от политики и изменения социальных устоев. Идеология
клабберов подразумевает радость от проведенной вечеринки, полученного
кайфа и хорошей музыки.
Сама по себе субкультура рэйва не подразумевает возникновения
национальных творческих коллективов, поэтому в отечественных клубах
играет в основном зарубежная кислотная музыка. К ней относятся
2Unlimited, Snap, Scooter. Последнее время также стала очень популярной
музыка стиля гоа-транс, что вызвало в буквальном смысле слова,
паломничество в Индию.
|